Документ без имени

10. Республиканская форма правления: понятие и общие признаки. Характеристика разновидностей республиканской формы правления.

Республика (от лат. res publica - общественное дело)-  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, т.е.  избираемыми населением или другими государственными органами на определенный срок.

Республика – форма правления, при которой власть является коллегиальной, избирается на определённый срок и несёт ответственность перед населением.

Республика – это такая форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному на определенный срок органам власти, избираемым населением. 

Признаками республики являются:

Принцип разделение на ветви – может присутствовать и в монархии (например, в Великобритании). Поэтому все признаки нужно рассматривать в совокупности.

Виды республик:

Классификация республик связана с тем каким-либо образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.

Республики разделяются по трем основаниям: как избирается парламент, как формируется правительство и какой объем полномочий принадлежит президенту.

1. президентская республика – характеризуется значительной ролью президента в системе гос. органов в соединение полномочий главы государства и главы правительства.

В качестве признаков президентской республики можно выделить следующие:

Классическая президентская республика – США (в основе конституции лежит принцип разделение власти на ветви, законодательная принадлежит конгрессу, исполнительная президенту, судебная – верховному суд). Президент формирует правительство из лиц принадлежащих его партии.

Достоинства президентской республики:

По мнению Морозова Л.А. к числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Недостатки президентской республики:

По мнению Морозова Л.А. основной  недостаток президентской республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента.  Правительство формируется из партии (большинства в параламенте).

Признаки парламентской республики (моя точка зрения):

Страны: Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия.

Достоинства парламентской республики:

По мнению Морозова Л.А. парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом - парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках.

Недостатки парламентской республики

По мнению Морозова Л.А., основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х г., правительство менялось почти ежегодно.

Смешанная республика – форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики.

Признаки:

- президент избирается внепарламентским путем

- правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент

- двойственная ответственность правительства: перед парламентом и президентом. Соответственно

правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

- президент имеет право роспуска парламента

- существует пост премьер-министра

Страны: (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).

Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Впервые такая форма республики была установлена в 1958 г . во Франции по инициативе Шарля Де Голля, стремившегося к сильной президентской власти, но учитывавшего традиции парламентаризма в своей стране.

Достоинства: возможность преодолеть недостатки парламентской и президентской республики.

Еще древнегреческий историк Полибий писал, что преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая противодействовала другой. «Такое государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия». При этом он особо выделял Рим, где были представлены все три элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание).

Суперпрезидентская республика: А Фиш, системы, где законодательная власть слабая и системы, в которых президент обладает такого рода полномочиями как распустить парламент, он называет системой суперпрезидентской республики. Чиркин также выделяет такой вид республики как суперпрезидентскую.  Профессор Чиркин (статья нетипичные формы правления: он российскую федерацию относит к суперпрезидентскую из-за обширных полномочий.)

С формальной юридической точки зрения, в России - также полупрезидентская республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и правительство. В реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время Конституция России допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики. Например, Президент России вправе формировать правительство страны из состава парламентского большинства. На данном этапе такая тенденция просматривается.

История России, а также зарубежный исторический опыт свидетельствует о необходимости централизации государственного управления в странах не только с большой территорией, но и с большими проблемами. И того, и другого у России на современном этапе исторического развития имеется в достаточной мере. Следует заметить, что сильная власть и авторитаризм - это далеко не синонимы. Например, канцлер ФРГ обладает очень большим объемом властных полномочий, но его трудно назвать диктатором.

Hosted by uCoz