39. Понятие и
структурные элементы системы права. Критерии деления права на отрава на отрасли
и институты. Соотношение системы права и системы законодательства.
Система права - это
иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной
стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
В
основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами
принципы:
· Принцип
верховенства прав и свобод человека;
· Принцип
законности;
· Принцип
компетентности;
· Принцип
формализованности;
· Принцип
общедоступности;
· Принцип
приоритета международно-правовых источников;
· Принцип
перспективного действия нормы и ряд других.
При
этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической
силе. Отметим также принцип сочетания единства и специализации правовых норм.
Термин
«система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория
шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не
только правовые нормы.
Система
права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права,
отрасли, система права в целом.
Норма права - это
сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой
общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее
в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом,
"кирпичиком" системы права из которых данная система права строится.
Правовой
институт -
это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли
группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например,
наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические
лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера,
глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права.
Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте
государственной службы, который относится к отрасли административного права,
выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы,
государственная должность, правовой статус служащего и т.д..
Подотрасль права - это крупный
правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В
финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое
и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском
- предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль»
закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не
отрасль права.
Отрасль права - это
обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу
общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют
разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные,
регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В
совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно
обособленный нормативный комплекс.
Критерии деления права на
отрасли и институты.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:
1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).
Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.
Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.
При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспо-итивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
Наиболее
распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный
методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности
одних субъектов права другим. Он характерен для административного,
уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство
сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового,
семейного).
Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя. Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя. В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета.
Соотношение системы права и системы
законодательства
Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном совпадают.
Однако
между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма
права, а первичным элементом системы законодательства является статья
нормативно-правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая
отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается
отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового
регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных
отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе
законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые
не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда
соответствуют отраслям права.